XVI городской Интернет-педсовет
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Перейти вниз
avatar
Хаматханова Р.Ф.
Сообщения : 467
Дата регистрации : 2021-11-08

Групповая работа как средство формирования УУД Empty Групповая работа как средство формирования УУД

Пт 1 Дек 2023 - 7:31
Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще.

Губайдуллина Чулпан Рамил, Хабибуллина Лейсан Заудат и Адылшина Ю.В. поставили лайк

avatar
Хаматханова Р.Ф.
Сообщения : 467
Дата регистрации : 2021-11-08

Групповая работа как средство формирования УУД Empty Re: Групповая работа как средство формирования УУД

Пт 1 Дек 2023 - 7:31
Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как информационная компетентность. Она относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как "способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий". С этим термином тесно взаимосвязаны "информационная грамотность" и "информационная культура".коммуникативная ( общение людей, передача информации друг другу) проблемная ( ставить перед собой вопросы, уметь находить решения), рефлексивная ( позволяет критически оценивать свою работу, работу товарищей).

Хабибуллина Лейсан Заудат поставил(а) лайк

avatar
Хаматханова Р.Ф.
Сообщения : 467
Дата регистрации : 2021-11-08

Групповая работа как средство формирования УУД Empty Re: Групповая работа как средство формирования УУД

Пт 1 Дек 2023 - 7:32
Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Начинать групповую подготовку целесообразно с первого класса.

Сначала эти упражнения могут быть такого вида:

Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.
Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.
Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.
Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.

Хабибуллина Лейсан Заудат поставил(а) лайк

avatar
Хаматханова Р.Ф.
Сообщения : 467
Дата регистрации : 2021-11-08

Групповая работа как средство формирования УУД Empty Re: Групповая работа как средство формирования УУД

Пт 1 Дек 2023 - 7:32
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Хабибуллина Лейсан Заудат поставил(а) лайк

avatar
Хаматханова Р.Ф.
Сообщения : 467
Дата регистрации : 2021-11-08

Групповая работа как средство формирования УУД Empty Re: Групповая работа как средство формирования УУД

Пт 1 Дек 2023 - 7:33
При изучении на уроках окружающего мира, чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”. Суть приёма заключается в следующем:

1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.

2. Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.

3. На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица. Пара, которая работала с таким же отрывком, предлагает свою версию презентации.

4. Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом.

Хабибуллина Лейсан Заудат поставил(а) лайк

avatar
Хаматханова Р.Ф.
Сообщения : 467
Дата регистрации : 2021-11-08

Групповая работа как средство формирования УУД Empty Re: Групповая работа как средство формирования УУД

Пт 1 Дек 2023 - 7:33
Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.

Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения. После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.

Хабибуллина Лейсан Заудат поставил(а) лайк

avatar
Хаматханова Р.Ф.
Сообщения : 467
Дата регистрации : 2021-11-08

Групповая работа как средство формирования УУД Empty Re: Групповая работа как средство формирования УУД

Пт 1 Дек 2023 - 7:34
Кроме работы в парах существуют и другие различные виды групповой работы. Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

Мозговой штурм.

Используется для генерации идей.
Соблюдается жесткий регламент.
Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.
Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Хабибуллина Лейсан Заудат поставил(а) лайк

avatar
Хаматханова Р.Ф.
Сообщения : 467
Дата регистрации : 2021-11-08

Групповая работа как средство формирования УУД Empty Re: Групповая работа как средство формирования УУД

Пт 1 Дек 2023 - 7:34
Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Хабибуллина Лейсан Заудат поставил(а) лайк

avatar
Хаматханова Р.Ф.
Сообщения : 467
Дата регистрации : 2021-11-08

Групповая работа как средство формирования УУД Empty Re: Групповая работа как средство формирования УУД

Пт 1 Дек 2023 - 7:35
Прием «Зигзаг».

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил. В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Хабибуллина Лейсан Заудат поставил(а) лайк

avatar
Хаматханова Р.Ф.
Сообщения : 467
Дата регистрации : 2021-11-08

Групповая работа как средство формирования УУД Empty Re: Групповая работа как средство формирования УУД

Пт 1 Дек 2023 - 7:36
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

1. Он может контролировать.

2. Организовывать.

3. Оценивать работу учеников.

4. Участвовать в работе группы.

5. Предлагать участникам разные варианты решений.

6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

7. Оппонирование

8. Рефлексия

Хабибуллина Лейсан Заудат поставил(а) лайк

avatar
Хаматханова Р.Ф.
Сообщения : 467
Дата регистрации : 2021-11-08

Групповая работа как средство формирования УУД Empty Re: Групповая работа как средство формирования УУД

Пт 1 Дек 2023 - 7:37
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств.

Повышается учебная и познавательная мотивация.
Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе.
Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Хабибуллина Лейсан Заудат поставил(а) лайк

avatar
Хаматханова Р.Ф.
Сообщения : 467
Дата регистрации : 2021-11-08

Групповая работа как средство формирования УУД Empty Re: Групповая работа как средство формирования УУД

Пт 1 Дек 2023 - 8:56
Первым шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс должен соориентировать учащихся на достижение определенных результатов. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими участниками группы.

По мере втягивания учащихся в процесс самоопределения начинают разворачиваться процессы исследования ситуации и исследования условий задачи, поставленной перед группой. Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не обменивается мнениями, не ищет компромисса, не выбирает готовое решение – группа размышляет. Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой работы, преодоление тупиковых ситуаций, выделение способа работы – все это обеспечивается процессами рефлексии.

Хабибуллина Лейсан Заудат поставил(а) лайк

avatar
Хаматханова Р.Ф.
Сообщения : 467
Дата регистрации : 2021-11-08

Групповая работа как средство формирования УУД Empty Re: Групповая работа как средство формирования УУД

Пт 1 Дек 2023 - 8:57
Рефлексия групповой работы есть анализ, прежде всего, действительности мышления. Обычно рефлексия среди учащихся становится возможной в случаях какого-либо затруднения в группе. Это такая ситуация, когда учащиеся понимают, что они не достигли целей групповой работы, и это заставляет их исследовать свои проблемы и трудности. Обычно это исследование направленно на выявление представлений детей об условиях задачи или о способах работы. Рефлексия должна помочь им справиться с ограниченностью представлений. Например, когда они не могут “прочесть” все условия задачи, не видят их, когда их мышление не готово вместить в себя все мыслительные представления, которые заложены в условие задания, и в силу этого, участники как бы автоматически отсеивают все то, что не понимают или не знают.

Гильманова Альбина и Хабибуллина Лейсан Заудат поставили лайк

avatar
Гильманова Альбина
Сообщения : 14
Дата регистрации : 2022-11-14
Возраст : 34

Групповая работа как средство формирования УУД Empty Re: Групповая работа как средство формирования УУД

Пт 1 Дек 2023 - 10:52
Занятия по подгруппам. При большой наполняемости групп это эффективный способ обучения. Педагогу легче обеспечивать индивидуальный подход к воспитанникам.


Последний раз редактировалось: Гильманова Альбина (Пт 1 Дек 2023 - 10:53), всего редактировалось 1 раз(а)

Хабибуллина Лейсан Заудат поставил(а) лайк

avatar
Гильманова Альбина
Сообщения : 14
Дата регистрации : 2022-11-14
Возраст : 34

Групповая работа как средство формирования УУД Empty Re: Групповая работа как средство формирования УУД

Пт 1 Дек 2023 - 10:53
Занятия по подгруппам. При большой наполняемости групп это эффективный способ обучения. Педагогу легче обеспечивать индивидуальный подход к воспитанникам.

Хабибуллина Лейсан Заудат поставил(а) лайк

avatar
Адылшина Ю.В.
Сообщения : 9
Дата регистрации : 2023-12-01

Групповая работа как средство формирования УУД Empty Re: Групповая работа как средство формирования УУД

Пт 1 Дек 2023 - 15:56
Во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная компетентность и определяется как "способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий".

Хабибуллина Лейсан Заудат поставил(а) лайк

Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения