Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Модератор направления Сулимовская Н.А. - руководитель отдела МКУ УО
Виктория, Сергеева Юлия Геннадьевна, Liniza, Ахияртдинова Р.А., Хайдаршина Алеся, Сафина Римма Турарбековна, Сабирова Лилия Раисовна и поставили лайк
- Розалия Фазлиева
- Сообщения : 151
Дата регистрации : 2023-11-14
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Если говорить о «функциональной грамотности» применительно к образованию, то это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием. Следовательно, важнейшая задача школы связана с необходимостью построения процесса образования в логике формирования функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям:
математическая грамотность;
читательская грамотность;
естественнонаучная грамотность;
финансовая грамотность;
креативное мышление;
глобальные компетенции.
Что такое «функциональная грамотность» применительно к образованию и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни? Зачем учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Как понять, что педагог владеет функциональной грамотностью и как это отражается на детях? Какие мероприятия, направленные на повышение качества общего образования, посредством формирования функциональной грамотности обучающихся осуществляются в современных условиях?
Современное общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Как известно, выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности современного человека.
Критично мыслить: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.
Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.
Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.
Соответственно вектор современного образования смещается от «пересказывания прошлого» к инновационному обучению, ориентированному на будущее, то есть система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.
Несомненно, требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания. Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
Губайдуллина Чулпан Рамил, Пермякова Елена Валерьевн, Ишпаева Лиана Петровна, Исламова Ляйсан Фэисовна, Галимова И.А., Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и поставили лайк
- Liana
- Сообщения : 57
Дата регистрации : 2023-11-12
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
- использование инфографики (схемы, таблицы, мультфильмы);
- использование сайтов для поиска информации, ее интерпретации;
- привлечение знаний из других областей знания (например, из истории, географии, литература);
- театрализация, использование художественных образов;
- включение духа соревнования в учебную деятельность (кто больше заработает, кто больше сэкономит и др.);
-моделирование содержания темы (позволяет удерживать общий смысл); - анализ материалов СМИ
-исправление ошибок в тексте финансового характера;
- создание какого-то творческого продукта своими руками (деньги, плакаты и др.).
Каримова Ольга Владимиров, Виктория, Исламова Ляйсан Фэисовна, Галимова И.А., Сергеева Юлия Геннадьевна, Liniza, Галлямова Глюза Хамитовна и поставили лайк
- Liana
- Сообщения : 57
Дата регистрации : 2023-11-12
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
-подбор афоризмов, цитат, пословиц и поговорок;
-разработка алгоритмов финансового поведения;
-придумывания проблемных ситуаций (как положительных, так и отрицательных);
- анализ (и или поиск) финансовых вопросов (тем, моделей поведения) в фильмах, мультфильмах, литературе;
-трансформация финансового текста в таблицу, график, диаграмму;
- написание эссе;
-разработка вопросов, заданий для каждой группы детей.
Каримова Ольга Владимиров, Ишпаева Лиана Петровна, Асхадуллина Гульназ, Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Оксана Исаева и Лилия Яфаева3 поставили лайк
- Альмухаметова Рима
- Сообщения : 50
Дата регистрации : 2023-11-09
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Функционально грамотный человек-это и ученик, которого мы развиваем, и учитель, который учится всю свою жизнь, и должен быть, любой гражданин нашего общества, специалист, имеющий профессиональные знания.
Функциональная грамотность – способность человека при окончании школы вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Читательская грамотность – способность человека понимать устные и письменные тексты, использовать их, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, добиваться этого, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, грамотность, позволяющая использовать знания на практике, объяснять явления, прогнозировать результат.
Информационная грамотность – это умение искать, самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками.
Финансовая грамотность –это, прежде всего, знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах. Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь. Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Креативное мышление - способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Развитие креативного мышления младших школьников наиболее ярко проявляется в поисково-исследовательской деятельности. Это их проектные работы. Проектная деятельность заставляет ребенка увидеть проблему, поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход исследования, представить продукт своей поисковой деятельности и сделать определенные выводы.
Карпушкина Е.В., Ишпаева Лиана Петровна, Галимова И.А., Сергеева Юлия Геннадьевна, Галлямова Глюза Хамитовна, Сабирова Лилия Раисовна и Оксана Исаева поставили лайк
- Каримова Ольга Владимиров
- Сообщения : 83
Дата регистрации : 2021-11-12
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Оксана Исаева поставили лайк
- Юминская Наталья
- Сообщения : 30
Дата регистрации : 2022-11-15
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Асхадуллина Гульназ, Галимова И.А., Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Оксана Исаева поставили лайк
- Лилия Шамильевна
- Сообщения : 10
Дата регистрации : 2022-11-17
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Лилия Шамильевна, Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Оксана Исаева и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк
- Альмухаметова Рима
- Сообщения : 50
Дата регистрации : 2023-11-09
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Оксана Исаева и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк
- Альмухаметова Рима
- Сообщения : 50
Дата регистрации : 2023-11-09
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сергеева Юлия Геннадьевна, Галлямова Глюза Хамитовна, Сабирова Лилия Раисовна, Оксана Исаева и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк
- Розалия Фазлиева
- Сообщения : 151
Дата регистрации : 2023-11-14
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сергеева Юлия Геннадьевна, Оксана Исаева и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк
- Розалия Фазлиева
- Сообщения : 151
Дата регистрации : 2023-11-14
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
-успешно решает разные бытовые проблемы;
-умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
-использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
-выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.
Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Оксана Исаева и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк
- Сабирова Лилия Раисовна
- Сообщения : 377
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 36
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Оксана Исаева и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк
- Ахияртдинова Р.А.
- Сообщения : 8
Дата регистрации : 2023-11-09
Возраст : 47
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Оксана Исаева и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк
- Оксана Исаева
- Сообщения : 7
Дата регистрации : 2023-11-16
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения и навыки при решении широкого круга жизненных ситуаций и выходит за рамки учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения и навыки приобретались.
Для того чтобы школьник смог применить полученные школьные знания на практике, необходимо освоить навык функциональной грамотности, так как в условиях современного мира на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость и быть готовым адаптироваться к меняющимся требованиям. Функционально грамотный школьник может осознанно выходить за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировать все предметные знания для решения конкретной задачи.
Выделяются следующие направления формирования функциональной грамотности: функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление.
Английский язык является очень важным инструментом в становлении и развития функционально грамотной личности. Для развития международной и социальной коммуникации использование английского языка в речевой деятельности является основным фактором. На мой взгляд, в современном мире для человека необходимо иметь в своем запасе знание одного или несколько иностранных языков.
Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Оксана Исаева и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк
- Юминская Наталья
- Сообщения : 30
Дата регистрации : 2022-11-15
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Оксана Исаева и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк
- Абдулганеева Елена
- Сообщения : 81
Дата регистрации : 2023-11-16
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сергеева Юлия Геннадьевна и Оксана Исаева поставили лайк
- Абдулганеева Елена
- Сообщения : 81
Дата регистрации : 2023-11-16
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Оксана Исаева и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк
- Абдулганеева Елена
- Сообщения : 81
Дата регистрации : 2023-11-16
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сергеева Юлия Геннадьевна и Оксана Исаева поставили лайк
- Абдулганеева Елена
- Сообщения : 81
Дата регистрации : 2023-11-16
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Оксана Исаева и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк
- Абдулганеева Елена
- Сообщения : 81
Дата регистрации : 2023-11-16
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк
- Абдулганеева Елена
- Сообщения : 81
Дата регистрации : 2023-11-16
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Оксана Исаева и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк
- Абдулганеева Елена
- Сообщения : 81
Дата регистрации : 2023-11-16
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сергеева Юлия Геннадьевна, Оксана Исаева и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк
- Абдулганеева Елена
- Сообщения : 81
Дата регистрации : 2023-11-16
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Оксана Исаева и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк
- Абдулганеева Елена
- Сообщения : 81
Дата регистрации : 2023-11-16
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Оксана Исаева, Суфиянова Наталья М. и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк
- Формирование функциональной грамотности младших школьников путём применения игровых технологий
- Групповая работа как средство формирования УУД
- Геокешинг как средство формирования у детей интереса к родному краю.
- Новые детские антистресс-игрушки: Как развивать внимание, память, мелкую моторику с помощью поп-ита
|
|