Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
+33
Карпушкина Е.В.
Арсланова Альфия Фанзялев
Liniza
Крюкова Лилия Альбертовна
Гульнара Ш
Галимова И.А.
Пермякова Елена Валерьевн
Хуснутдинова Айсылу
yuliaa15
Ляйсан Вакилова
Умурзянова Айя Рамилевна
Бурханова Р.М.
Чулпан Рифхатовна
Алёна Зуева
Садриева Наиля Фаукатовна
Исламова Ляйсан Фэисовна
Суфиянова Наталья М.
Лариса Хайдаршина
Третьякова Марина
Давлетбаева Светлана
Алсу Файзелгаяновна
Сергеева Юлия Геннадьевна
Абдулганеева Елена
Оксана Исаева
Ахияртдинова Р.А.
Сабирова Лилия Раисовна
Лилия Шамильевна
Юминская Наталья
Каримова Ольга Владимиров
Альмухаметова Рима
Liana
Розалия Фазлиева
Admin
Участников: 37
- Liana
- Сообщения : 57
Дата регистрации : 2023-11-12
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Чт 23 Ноя 2023 - 16:42
Заданий разного вида по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня в школе все больше. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего года.
Их основные особенности:
привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
соответствие возрасту обучающихся;
системность и взаимосвязь знаний и факторов.
Их основные особенности:
привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
соответствие возрасту обучающихся;
системность и взаимосвязь знаний и факторов.
Оксана Исаева поставил(а) лайк
- Liana
- Сообщения : 57
Дата регистрации : 2023-11-12
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Чт 23 Ноя 2023 - 16:44
Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции.
Оксана Исаева поставил(а) лайк
- Liana
- Сообщения : 57
Дата регистрации : 2023-11-12
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Чт 23 Ноя 2023 - 16:45
В средних и старших классах предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.
Оксана Исаева поставил(а) лайк
- Liana
- Сообщения : 57
Дата регистрации : 2023-11-12
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Чт 23 Ноя 2023 - 16:46
Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.
- Liana
- Сообщения : 57
Дата регистрации : 2023-11-12
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Чт 23 Ноя 2023 - 16:51
Для развития критического мышления в основной школе анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить построить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.
Оксана Исаева поставил(а) лайк
- Liana
- Сообщения : 57
Дата регистрации : 2023-11-12
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Чт 23 Ноя 2023 - 16:52
Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.
Анна Дубкова и Оксана Исаева поставили лайк
- Крюкова Лилия Альбертовна
- Сообщения : 15
Дата регистрации : 2023-11-08
Возраст : 33
Откуда : респ.Башкортостан, г.Нефтекамск
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Чт 23 Ноя 2023 - 23:43
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность.
Оксана Исаева поставил(а) лайк
- Крюкова Лилия Альбертовна
- Сообщения : 15
Дата регистрации : 2023-11-08
Возраст : 33
Откуда : респ.Башкортостан, г.Нефтекамск
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Чт 23 Ноя 2023 - 23:44
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Анна Дубкова и Оксана Исаева поставили лайк
- Арсланова Альфия Фанзялев
- Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Пт 24 Ноя 2023 - 10:55
Рассматриваются понятия «функциональная грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность», «читательская грамотность» и др., уделяется внимание процессу их формирования. Демонстрируются методики развития функциональной и читательской грамотности, которые сочетают в себе три основные цели обучения: педагогическую, развивающую и воспитательную. Доказано, что использование материалов регионального компонента расширит знания студентов о родном крае, будет способствовать воспитанию любви и уважения к историческому прошлому своей Родины, осознанию себя как части русской культуры, развитию чувства патриотизма. Авторы убеждены, что формирование функциональной грамотности является не только трендом современного образования, но и его необходимой составляющей.
Оксана Исаева поставил(а) лайк
- Арсланова Альфия Фанзялев
- Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Пт 24 Ноя 2023 - 20:15
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
- Карпушкина Е.В.
- Сообщения : 91
Дата регистрации : 2021-11-10
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сб 25 Ноя 2023 - 22:23
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения
— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения
- Анна Дубкова
- Сообщения : 85
Дата регистрации : 2022-11-12
Возраст : 50
Откуда : Башкортостан г.Нефтекамск
Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности
Сб 25 Ноя 2023 - 23:46
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором
общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников –
важным показателем качества образования.
Требования к освоению элементов предметного содержания попрежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже
недостаточно. Сегодня делается акцент на умения применять эти знания.
общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников –
важным показателем качества образования.
Требования к освоению элементов предметного содержания попрежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже
недостаточно. Сегодня делается акцент на умения применять эти знания.
- Анна Дубкова
- Сообщения : 85
Дата регистрации : 2022-11-12
Возраст : 50
Откуда : Башкортостан г.Нефтекамск
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сб 25 Ноя 2023 - 23:48
В международном исследовании PISA задачи строятся на основе трех
категорий жизненных ситуаций. Во-первых, это задачи, которые имеют
прямое отношение к повседневному опыту учащегося, например,
приобретение билета на электричку, покупка продуктов в магазине или
чтение инструкции по приему лекарства. Во-вторых, для построения задач
используются ситуации, связанные с процессом обучения, или будущие
профессиональные ситуации. Эти ситуации могут быть сведены к
повседневным бытовым заботам, содержание некоторых задач может быть
связано с такими школьными предметами, как биология, химия, география.
Наконец, реальная жизненная ситуация может потребовать от человека
работы с публичной информацией из газет, журналов, телепередач и
Интернета.
В комплексное задание по формированию и оцениванию
функциональной грамотности включают только те задачи, контекст которых
полностью соотносится с содержанием ситуации, заявляемой в задании.
категорий жизненных ситуаций. Во-первых, это задачи, которые имеют
прямое отношение к повседневному опыту учащегося, например,
приобретение билета на электричку, покупка продуктов в магазине или
чтение инструкции по приему лекарства. Во-вторых, для построения задач
используются ситуации, связанные с процессом обучения, или будущие
профессиональные ситуации. Эти ситуации могут быть сведены к
повседневным бытовым заботам, содержание некоторых задач может быть
связано с такими школьными предметами, как биология, химия, география.
Наконец, реальная жизненная ситуация может потребовать от человека
работы с публичной информацией из газет, журналов, телепередач и
Интернета.
В комплексное задание по формированию и оцениванию
функциональной грамотности включают только те задачи, контекст которых
полностью соотносится с содержанием ситуации, заявляемой в задании.
- Анна Дубкова
- Сообщения : 85
Дата регистрации : 2022-11-12
Возраст : 50
Откуда : Башкортостан г.Нефтекамск
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Сб 25 Ноя 2023 - 23:50
Что способствует формированию функциональной грамотности?
Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие и игровые методы: дискуссии, дебаты, проекты, упражнения и индивидуальные задания, алгоритмы, игровые задания.
Что является основными инструментами формирования функциональной грамотности?
Основа проекта - идеи и инструментарий международного исследования PISA. 6. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие и игровые методы: дискуссии, дебаты, проекты, упражнения и индивидуальные задания, алгоритмы, игровые задания.
Что является основными инструментами формирования функциональной грамотности?
Основа проекта - идеи и инструментарий международного исследования PISA. 6. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
- Арсланова Альфия Фанзялев
- Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Вс 26 Ноя 2023 - 11:47
понятия «функциональная грамотность», которое реализуется в нескольких разновидностях и имеет различные формы организации образования в современных условиях, которое сегодня направлено на воспитание человека, способного не только решать разнообразные задачи, но и применять результаты обучения в реальной жизни. Формирование таких компетенций тесно переплетается с развитием функциональной грамотности. Рассматриваются понятия «функциональная грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность», «читательская грамотность» и др., уделяется внимание процессу их формирования. Демонстрируются методики развития функциональной и читательской грамотности, которые сочетают в себе три основные цели обучения: педагогическую, развивающую и воспитательную. Доказано, что использование материалов регионального компонента расширит знания студентов о родном крае, будет способствовать воспитанию любви и уважения к историческому прошлому своей Родины, осознанию себя как части русской культуры, развитию чувства патриотизма. формирование функциональной грамотности является не только трендом современного образования, но и его необходимой составляющей.
- Лариса Хайдаршина
- Сообщения : 50
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 46
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Вс 26 Ноя 2023 - 13:29
Функционально грамотная личность –это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями
- Лариса Хайдаршина
- Сообщения : 50
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 46
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Вс 26 Ноя 2023 - 13:34
Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний
- Лариса Хайдаршина
- Сообщения : 50
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 46
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Вс 26 Ноя 2023 - 13:37
В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества
- Лариса Хайдаршина
- Сообщения : 50
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 46
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Вс 26 Ноя 2023 - 13:40
Самым эффективным методом считается работа детей над задачей в группе или паре. У каждого школьника свое видение решения, поэтому совместные обсуждения помогают проанализировать каждый результат и выбрать наиболее оптимальный. Сюда относят различные деловые игры, создание проектов. Если групповые занятия проводить педагогу не всегда удобно, то организовать работу учащихся в паре можно всегда
- Лариса Хайдаршина
- Сообщения : 50
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 46
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Вс 26 Ноя 2023 - 13:41
Функциональную грамотность можно назвать индикатором общественного благополучия. Именно поэтому к ее развитию система образования сейчас прилагает много усилий. Процесс непростой, но применение новых методик помогает воспитать в детях самостоятельность и инициативность
- Лариса Фаритовна
- Сообщения : 48
Дата регистрации : 2021-11-10
Возраст : 46
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Пн 27 Ноя 2023 - 10:12
Особенность инструментария формирования функциональной грамотности в школе заключается в следующем: Создание ситуаций, инициирующих и мотивирующих учащихся на практическую учебную деятельность. Актуализация предметных знаний и жизненного опыта учащихся для решения практических, личностно значимых задач. Когда решается контекстная и ситуативная задача, ученики ощущают значимость проделанной работы, появляется желание учиться.
- Крюкова Лилия Альбертовна
- Сообщения : 15
Дата регистрации : 2023-11-08
Возраст : 33
Откуда : респ.Башкортостан, г.Нефтекамск
Алсу Файзелгаяновна пишет:Здравствуйте.
А.А. Леонтьев в одной из своих работ дал очень корректное и в то же время глубокое определение функциональной грамотности: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации». По его словам, проблема функциональной неграмотности, с которой сегодня сталкиваются многие страны, – это проблема не педагогическая, а проблема социальная.
Однако со временем с термином «функциональная грамотность» стали происходить значительные изменения.
Границы этого термина существенно расширились. Т.е. он стал применятся как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку уверенно действовать в окружающей материальной и социокультурной среде; способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования с многоплановой человеческой деятельностью; мера овладения определенными умениями как средствами осуществления жизненных планов, продолжения образования, профессионального роста в современных цивилизационных условиях и т.п. Согласно Р.Н. Бунееву, конечным результатом обучения должно быть «взращивание функционально грамотной личности» - личности, которая «способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений», включая способность быть самостоятельным в принятии решений, нести ответственность за себя и своих близких, легко адаптироваться в любом социуме, действовать в соответствии с общественными ценностями. Функциональная грамотность стала трактоваться как фактор сформированности общих интеллектуальных умений учащихся в рамках определенных предметных областей, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Функциональная грамотность сегодня – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса. Поэтому для нашей страны особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе.
Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Таким образом, мы видим, что образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.
- Крюкова Лилия Альбертовна
- Сообщения : 15
Дата регистрации : 2023-11-08
Возраст : 33
Откуда : респ.Башкортостан, г.Нефтекамск
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Пн 27 Ноя 2023 - 23:05
Да, верно. Умение работать с информацией должно развиваться вместе с обучением в школе и взрослением. Но специалисты полагают, что для того, чтобы угнаться за нынешним темпом появления новостей, обучению работе с информацией на уроках в начальной школе нужно уделять особое внимание. Недаром это умение лежит в основе функциональной грамотности — способности человека применять свои знания в реальной жизни. Развитие функциональной грамотности без отточенных навыков работы с информацией невозможно.
- Суфиянова Наталья М.
- Сообщения : 135
Дата регистрации : 2023-11-16
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Вт 28 Ноя 2023 - 12:44
Полностью с вами согласна, Елена
- Асхадуллина Гульназ
- Сообщения : 52
Дата регистрации : 2021-11-24
Возраст : 45
Откуда : МАДОУ детский сад 31
Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников
Вт 28 Ноя 2023 - 13:59
Учить детей применять знания на практике, «включать» креативность и находить выход из сложных ситуаций, критически анализировать бесконечный поток информации -это,считаю,главной задачей педагога при формировании функциональной грамотности.
- Формирование функциональной грамотности младших школьников путём применения игровых технологий
- Групповая работа как средство формирования УУД
- Геокешинг как средство формирования у детей интереса к родному краю.
- Новые детские антистресс-игрушки: Как развивать внимание, память, мелкую моторику с помощью поп-ита
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|