XVI городской Интернет-педсовет
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

+33
Карпушкина Е.В.
Арсланова Альфия Фанзялев
Liniza
Крюкова Лилия Альбертовна
Гульнара Ш
Галимова И.А.
Пермякова Елена Валерьевн
Хуснутдинова Айсылу
yuliaa15
Ляйсан Вакилова
Умурзянова Айя Рамилевна
Бурханова Р.М.
Чулпан Рифхатовна
Алёна Зуева
Садриева Наиля Фаукатовна
Исламова Ляйсан Фэисовна
Суфиянова Наталья М.
Лариса Хайдаршина
Третьякова Марина
Давлетбаева Светлана
Алсу Файзелгаяновна
Сергеева Юлия Геннадьевна
Абдулганеева Елена
Оксана Исаева
Ахияртдинова Р.А.
Сабирова Лилия Раисовна
Лилия Шамильевна
Юминская Наталья
Каримова Ольга Владимиров
Альмухаметова Рима
Liana
Розалия Фазлиева
Admin
Участников: 37
Перейти вниз
avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 13:56
Бурханова Р.М. пишет:Для школьников функциональная грамотность полезна тем, что позволяет использовать школьные знания в повседневной жизни. Для этого задания на уроке надо «оформлять» в жизненные ситуации. Поскольку нет отдельного предмета «функциональная грамотность», любой предмет, курс, модуль – это ресурс для развития навыков и умений учащегося, которые пригодятся ему в дальнейшей взрослой жизни.
Рада, что у наших детей есть возможность развивать эти умения в стенах школы.

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Лариса Хайдаршина
Сообщения : 50
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 46

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 15:18
Система образования в настоящее время находится на этапе обновления. Главнейшими особенностями личности учеников считаются навыки
воспринимать учебную информацию. Для этого необходимо воспитывать и развивать способных к данной деятельности индивидов, чтобы в дальнейшем они смогли применять теоретические навыки на практике. В этом и состоит основа развития формирования функциональной грамотности в разных предметных циклах

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Лариса Хайдаршина
Сообщения : 50
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 46

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 15:23
На уроках необходимо вводить проблемные вопросы и ситуационные задачи

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Лариса Хайдаршина
Сообщения : 50
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 46

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 15:26
Развивают функциональную грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует школа. Все способы деятельности подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире профессий

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Лариса Хайдаршина
Сообщения : 50
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 46

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 15:29
Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома. Нужно понять: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Лариса Хайдаршина
Сообщения : 50
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 46

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 15:33
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Важно работать на уроках с текстами разными: со сплошными текстами и с несплошными текстами

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:32
Если говорить о «функциональной грамотности» применительно к образованию, то это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием.

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:33
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:33
ля того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:33
Однако механизма системного обучения школьников функциональной грамотности нет, и заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, близки их опыту, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:34
Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный.

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:34
Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности – задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, это не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть интегрирован в учебную программу как обязательная составляющая.

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:35
Готовность педагога к формированию функциональной грамотности обучающихся рассматривается как интегративное личностное качество, характеризующееся наличием у учителя специальных когнитивных и технологических ресурсов, позволяющих проектировать и реализовывать процесс функциональной грамотности обучающихся; средствами определенной предметной области, опыта их применения в образовательном процессе школы, сформированных соответствующих профессиональных установок и позиций.

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:36
Готовность педагога к формированию функциональной грамотности обучающихся рассматривается как интегративное личностное качество, характеризующееся наличием у учителя специальных когнитивных и технологических ресурсов, позволяющих проектировать и реализовывать процесс функциональной грамотности обучающихся; средствами определенной предметной области, опыта их применения в образовательном процессе школы, сформированных соответствующих профессиональных установок и позиций.

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:36
Задача по формированию и развитию функциональной грамотности школьников является основной задачей действующих федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:

– изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход;

– характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход;

– доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;

– характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:36
Владеть функциональной грамотностью — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным.

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:37
Что же такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность учащихся – способность обучающихся применять знания и умения для решения повседневных задач в ситуациях, которые отличаются от учебных, то есть проверяется или оценивается функциональная грамотность обучающихся таким инструментарием, который отличается от тех учебных ситуаций, в которых знания и умения приобретались.

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:38
В международных сопоставительных исследованиях, в таком как PISA, выделяется шесть компонентов функциональной грамотности: из них три основных: системообразующим компонентом являются читательская грамотность, среди основных компонентов выделяют математическую и естественнонаучную грамотность. Следующие три компонента рассматриваются в качестве обобщенной характеристики функциональной грамотности: это креативное мышление, финансовая грамотность и глобальные компетенции.

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:38
Для того чтобы переформатировать традиционный урок в системно-деятельностный (а именно системно-деятельностный подход поможет учащимся развивать свою функциональную грамотность), eчителям приходится искать решения, пробовать разные форматы и экспериментировать.

Главное, показать, что знания и навыки, которые учащиеся приобретают в процессе обучения, им необходимы и пригодятся в жизни.

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:38
Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:39
Ведь формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний процесс, сочетает различные современные образовательные педагогические технологии. На слайде представлены технологии, которые учителя используют в учебно-воспитательном процессе.

Также каждый учитель анализирует систему контекстных заданий, которые он планирует использовать в образовательной деятельности.

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:39
Формирование функциональной грамотности происходит не только во время учебной деятельности, но и внеурочной.

Ведется проектно-исследовательская работа учащихся с использованием метапредметных и межпредметных проектов и исследований.

Включены в план внеурочной деятельности образовательные события, направленные на совместную работу всего педагогического коллектива по формированию функциональной грамотности (межпредметные недели, учебно-исследовательские конференции, межпредметные марафоны и т.д.).

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:39
Какие же рекомендации можно выделить из опыта работы школы по формированию функциональной грамотности:

• Учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.

• Обучение должно носить деятельностный характер.

• Учебный процесс ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

• Использовать продуктивные формы групповой работы; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

• Применять активные, деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии (проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, технология проектной деятельности, обучение на основе «учебных ситуаций», уровневая дифференциация обучения, разноуровневогообучения, критического мышления, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений учащихся).

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:40
Учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.

• Обучение должно строиться на междисциплинарной (интегрированной) основе и должно быть направлено на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества.

• Работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие.

• Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

• Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 3 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Вс 19 Ноя 2023 - 18:40
Эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).

Сабирова Лилия Раисовна поставил(а) лайк

Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения